Ошибки при создании логотипа. Руководство для заказчиков и дизайнеров
Большинство уже давно знает, что такое логотип и как важен для бренда, ведь это первый визуальный контакт с потребителем. В этой статье приведем примеры распространенных ошибок в логотипостроении, собранные за многолетний опыт работы в этой сфере. Эта информация будет полезна как начинающим дизайнерам, так и заказчикам, которые смогут направлять своих исполнителей в нужное русло и не допустят халтуры.
1. Создание логотипа. Начало
Распространенной ошибкой у дизайнеров является работа сразу в графической программе после общения с клиентом или получения предоплаты. Исполнители объясняют это тем, что внезапно осенило, посетила муза и накрыло вдохновение. И нельзя терять ни минуты, а приступать сразу к делу. Такое конечно бывает, но проблема в том, что пропущен этап подготовки, анализа компании и сбора данных о конкурентах, целевой аудитории и другие важные детали. Даже если это и было сделано, то первые “гениальные” идеи, которые приходят к разработчику на ум, окажутся самыми банальными.
По хорошему нужно идти по такому плану:
- Обсуждение с заказчиком и изучение брифа
- Анализ конкурентов, сферу деятельности клиента и пр.
- Составление карты ассоциаций
- Отсеивание банальных идей, иногда несколько дней, то, что казалось вчера гениальным, сегодня рискует оказаться банальным
- Наброски на бумаге и преобразование идей в образы
- Отбор вариантов, и только тогда отрисовка в графической программе.
- Далее идет работа со шрифтами цветами и пр.
2. Растровая и векторная графика
Эту ошибку включил в список больше для заказчиков. Некоторые думают, что найдя в интернете картинку смогут использовать в виде логотипа, да еще и распечатать где-нибудь. Или создать логотип в онлайн генераторе, скачать файлы в формате PNG или JPEG, а потом негодовать из-за того, что типографии разворачивают обратно за векторным форматом. Логотипы создаются в векторной графике, форматы CDR, Ai, SVG, EPS и PDF. Даже если не планируете ничего печатать, далеко не факт, что печать не пригодится через некоторое время, а логотип уже засветился перед массой клиентов. Запомните — вектор для печати, этот формат не содержит пикселей, легко масштабируется без потери качества. Растровая графика — это картинка с пикселями, большим весом и не предназначена для редактирования.
3. Выбор шрифта в логотипе
Это очень важный этап, который недооценен заказчиками и еще хуже, когда им пренебрегают дизайнеры. Необходимо, что бы шрифт был читабельным и передавал нужные ассоциации визуально. Это зависит от сферы деятельности компании, поставленной задачи или заложенной идеи в логотип.
- Не используем сложных и неразборчивых шрифтов, пусть даже красивых. Особенно когда нейминг компании длинный и состоит из нескольких слов.
- Обращаем внимание на уместность и соседство шрифтов между собой.
- Строгий, толстый, визуально тяжелый шрифт вряд ли подойдет для салона красоты, если конечно идеей не заложено обратное.
- Чаще прислушивайтесь к внутренним ощущениям, логотип призван вызывать правильные ассоциации и эмоции. Дизайнер должен видеть общую картину и продумывать как шрифты будут работать не только в логотипе, но и на других рекламных носителях. Шрифт в логотипе, заголовки, подзаголовки и основной текст.
4. Выбор и разработка знака
На самом деле, это сложная и длинная тема с кучей исключений и нюансов. Первое с чего хочется начать, должен ли логотип отражать вид деятельности компании. Как показывает практика, часто клиенты ожидают увидеть идею логотипа прямо в лоб. Недвижимость — дом, парикмахерская — ножницы, автомойка — машина и т.д. И ладно если сфера одна, а если у компании их несколько и разные, то на какой сфере остановиться? Как вариант предлагайте клиенту собирательный образ, возможно абстрактный, который должен работать на подсознательном уровне. Так же давайте остановимся на очень важных технических моментах.
5. Избегайте ненужных эффектов
Множество теней, градиентов, 3D эффектов, иначе испортите даже самую простую форму. Без них логотип запомнится гораздо лучше, печатать и масштабировать будет проще.
Тень обоснована идеей, а не графическим эффектом, который засоряет визуальный образ логотипа.
Градиенты в логотипе должны быть уместны. В данном примере он обоснован формой.
Эффект свечения в логотипе. Так же обоснован идеей и применим только на темном фоне.
Объем в логотипе обоснован идеей, а не просто желанием.
Важно помнить, все эффекты которые могут быть реализованы в реальной жизни: конструкции, вывески и пр. должны там и оставаться, не нужно переносить псевдо-эффекты на логотип, оставим это дело за материалами.
6. Форма знака в логотипе
У многих логотипов прослеживается проблема несоответствия формы и сути. Там где ожидаешь увидеть что-то мягкое и приятное, взгляд упирается в острое и ровное. Что подсознательно отталкивает и сходу непонятно в чем проблема. Перед созданием логотипа необходимо изучить психологическое влияние на человека тех или иных фигур. Например строительству вряд-ли подойдут волнистые линии, для крепкой и стабильной компании так себе ассоциации.
7. Перегруженность в логотипе
Перегруз в шрифтах, цветах, в количестве элементов. Это не значит, что логотип должен быть простым в доску, даже сложный элемент реально сделать читаемым и понятным при беглом взгляде. И напротив, можно из примитивных фигур нагородить винегрет, что не лучшим образом отразится на запоминаемости.
8. Композиция в логотипе
Это проблема касается всех графических элементов. Шрифты на разном уровне, размер знака и шрифта, общее количество элементов, свободное поле, отступы и пр.
Часто встречается несоответствие в фирменном стиле логотипа и фирменных элементов, паттерна и пр. Шрифт мягкий и скругленный, а знак острый и ровный. Знак массивный, а шрифт маленький или наоборот.
9. Цвет в логотипе
Сразу хочу посоветовать дизайнерам начинать работу в ЧБ. Так цвет не будет отвлекать от построения, ведь он имеет огромное влияние на восприятие. К частым ошибкам можно отнести количество цветов. Если много,есть риск разбить цельную форму, лучше максимум 2,3 цвета.Перепроверьте влияние цветов на человеческую психику, чтобы вызвать нужные ассоциации, а не кричащий фиолетовый, когда идет речь об ЭКО-продуктах. Используйте цвет для выделения объекта или слова, если этого требует задача. Или напротив, уравновешивайте композицию за счет цвета.
10. Применение логотипа
Практически любой логотип должен отлично смотреться в черно-белом исполнении если планируется его печать в дальнейшем. Стоит учесть его размещение на разных носителях. Логотип в мониторе смотрится совсем по другому, чем на майке или ручке. В некоторых случаях требуется тиснение, вырезание или иные нестандартные методы нанесения на материалы. К примеру разработка сильно высокого логотипа может усложнить дальнейшее размещение на рекламной и деловой продукции с большим количеством текста по соседству.
11. Неверная приоритетность в логотипе
Часто дизайнеры по невнимательности или неопытности путают приоритеты или смысловую нагрузку. Выделяют цветом, массой, не то что необходимо по смыслу. Зритель должен считывать образ правильно и в нужном приоритете. Большие, яркие и контрастные формы бросаются в глаза, мелкие и пастельные — меньше. Должна быть точная иерархия между элементами, знаком и текстом.
12. Презентация логотипа
Отсутствие презентации может похоронить качественный логотип. Это как показать пол работы. Красиво визуализируйте варианты логотипа на сопутствующей продукции, которая соответствует тематике бизнеса. Дайте полное описание и обоснование той или иной идеи. Это лучше раскроет замысел и обоснует почему так и не иначе. Заказчикам советуем напротив, обращать внимание на чистый логотип, многие дизайнеры предлагают халтуру обернутую в красивое оформление, а если отбросить окружение и посмотреть на белом фоне, то ничего особенного.
13. Количество вариантов
С вопроса о количестве вариантов начинается каждое обращение в студию. Стоит помнить, что это не важно от слова совсем. Можно решить задачу с первого варианта, так и не решить ее с 10-го, убив кучу времени и нервов. Что касается дизайнеров, как бы не хотелось показать много вариантов, этого делать не стоит — клиент запутается однозначно. Не нужно сваливать на него все наработки и мысли. Потрудитесь уже до конца, и проведите отбор перед отправкой презентации.
14. Плагиат
Заимствование чужих работ всегда было и будет. Гораздо меньше у студий, больше у начинающих и недобросовестных дизайнеров, когда репутации толком ещё нет. К тому же, новички грешат банальными идеями, что чревато повторами, даже неосознанными. Ничего страшного в этом нет, если заметите заранее. Для этого используйте поиск по картинке, во всех известных поисковиках, на первом этапе такой проверки будет достаточно.
Выводы
- Спрашивайте у дизайнера наработки, эскизы и прочее, если не было предоставлено аргументации тех или иных решений в презентации.
- Не используйте много шрифтов и цветов. Избегайте ненужных эффектов, таких как градиентов, объема и пр. Также следите за визуальной чистотой знака и логотипа, перегружать не стоит — отразится на запоминаемости и считывании идеи.
- Не упирайтесь в количество вариантов, не в количестве счастье, а в качестве и результате.
- Если в компании широкий спектр услуг, лучше обратить внимание на логотипы в виде абстракций, которые передают собирательный образ или намекают на вид деятельности. Так же не стоит отражать вид деятельности слишком очевидным. В такой же сфере эти идеи и образы уже давно использованы.
- Ну и проверить логотип доступными способами, дело 5 минут, а сохранит кучу нервов и средств.
15. Возражения
Многие возразят, что студия Лебедева делает, последнее время, совсем не так и наплевала на все ваши правила. Отчасти это правда, но и верным решением это назвать нельзя. Стоит понимать, что логотип должен решать определенные задачи и вызывать нужные эмоции, ассоциации. А такого рода работы считаем неким экспериментом, прощупывание рынка и желание попасть в тренды. Безусловно такой стиль узнаваем, эта задача достигнута, но дальше эксперимента это не уйдет. Сложно представить, что такие лого будут повсеместно. Хаус нашему миру обеспечен 😉 Да и применять их в типографии очень сложно.
Вот отзыв заказчика на это творение: https://www.artlebedev.ru/johnfedor/feedback/